Бесплатное обучение. Быть или не быть.

гиппократ. Альтруизм и бескорыстик

 

Наверное каждый из инструкторов слышал фразу «поучи меня немного нашару, чего тебе это стОит». Просьба не редкая на споте, часто ее можно услышать не только к инструктору. Если вы катаетесь на кайте, ждите: однажды попросят и вас.

Что делать? Ну если просит фигуристая блондинка с 4-м размером … глаз, то … нечего тут читать, нужно быстро одевать гидрокостюм (или снимать шорты 😉
Ну а если вдруг парнишка со взглядом горящим, или (тем более) давний и хороший друг?

Здесь не пойдет занудных речей о безопасности. А-ля: «Ой, как это неправильно, если вы не ИКО инструктор, то вы не имеете права прикасаться к пилотажке» Бред, конечно. Но фактор опыта никто не отменял. И качество инструктора определяется не тем, как крепко он держит ученицу за … попу, а тем, как четко он проведет к прогрессу по самому безопасному маршруту, по возможности не удерживая даже за ручку трапеции. Примерно так отличается безопасность от иллюзии оной.

Так вот. Казалось бы – друг, «кореш». С незапамятных времен он понимает все с полпинка, всегда самый понятливый и сообразительный. Уж кто-кто, а он точно не доставит хлопот! «Фтопку бизнес! Дружба дороже! Сча научим за 20 мин»

С этого момента начнется самое интересное. Запуски со средины окна, крики на длину строп. Удары кайта об воду, а в худшем – и об землю. Нужно отметить, что ни один сильный удар кайту не проходит без ущерба. Просто рвется кайт не с первого, и к счастью, не со второго раза . Накапливает микроразрывы, и при очередном надцатом ударе оллле – у вас 2 кайта. Дальше что? Неловкий момент, когда «сколько-сколько? Ой, ты знаешь, мы ж не договаривались, ты не предупреждал, у меня столько нет. А чо это, вот тут зашить столько стоит?» Обиды, претензии, недомолвки.

И тут уж не до того, что на это все бездарно потрачено время. И дело даже не в том, что деньги за ремонт матчасти приходится платить свои. Самое обидное в ситуации, что желая передать часть своей души, вы на самом деле просто исполнили чью-то мимолетную прихоть. Друг ушел, совершенно не взволнованный кайтсерфингом, и даже зачастую не отблагодаривший хотя бы словом. А вы продолжаете верить в то, что ваши бесплатные потуги смогут изменить этот мир к лучшему.

Искушенный читатель усомнится в подобном положении дел, но статистика собственного опыта здорово охлаждает горячий ум. Находясь у истоков кайтсерфинга в начале 2000-х, я преследовал единственную, хотя вынужден отметить, не очень скромную цель: показать как это круто всем и распиарить спорт в целом (ну не было тогда ни кайтшопа, ни даже кайтфорума). А я еще горел огнем энтузиазма. Показать через личное восприятие, через пилотажку, для начала. Часто тратил несколько минут своего времени, и давал на пару часов пилотажный кайт с условием, что человек постфактум отпишется где-то «на нейтральном ресурсе». Визиток уходило много, а вот реальной траты тех же несколько минут на эмоциональный вброс со стороны участника процесса ( хотя бы в знак благодарности) замечено практически не было. И возвратов таких «благодарных учеников» тоже не было. Надежда ушла, опыт остался.

Потом были ссоры с «корешами», была поврежденная снаряга, было много опыта, пока дошла все-таки примитивная, но не слишком очевидная вещь. Инструктору следовало бы быть иногда и психологом. Главное – не путать этот термин с «психозом».

Почему так случается? Благодарность – следствие того, что вы сделали что-либо, очень нужное человеку. А если вы попытались посредством его реализовать свою утопическую мечту об кайтсерфинге для всех даром, то не нужно рассчитывать не только на оную, но даже и на взаимопонимание в плане возмещения нанесенных ущербов. У каждого человека должны быть мечты! Каждый из нас имеет право на собственную мечту, и чем сложнее она в реализации (финансово, временезатратно, или физически), тем сильнее мы ценим результат. И не нужно ни у кого отнимать или обесценивать его мечту, пробуя сходу достичь цели бесплатно – это в корне неправильно!

Вторая, но не менее важная часть ошибки кроется в нашей субъективности оценки себя и близких людей. Все люди имеют недостатки, и однажды вы поймете, что ваш лучший друг не умеет управлять кайтом, и, мало того, не может научиться за 5 минут это делать так же, как вы, просто по той причине, что он ваш друг. Ему на самом деле нужно на постижение всех тонкостей примерно столько же времени в общем, сколько требует к себе любой другой ученик. И это нормально! И объяснять ему нужно все так же подробно, поэтому лучше бы ему быть в группе со всеми, а не «на скору руку». Надеюсь, вы поймете это до того момента, когда очередной хлопок об воду превратит вашу небесную гордость в две отдельных половинки, плавающих грязной тряпкой на воде. И либо застрахуете себя и оборудование финансово достойной оплатой (что разумнее), либо смиритесь с этим фактом ДО, а не после. Ссора либо затаенная обида – гораздо большая цена за кайт, чем он стоит на самом то деле.

Что же делать? Прежде всего, дать человеку вызреть. Проверить временем мечту и желание. Впрочем, можно и деньгами, что тоже скорее всем на пользу. Ну а если действительно нет финансов? Компромиссы  всегда найдутся. К примеру, бартер. Мы же все в чем-то специалисты? Чем мы можем быть полезны друг другу? Оцените услугу в стоимость обучения, и получите оплату обучения бартером. Либо сознательно смиритесь, что вы полностью спонсируете его обучение, исключив любые претензии по затрате ресурсов.

Чего делать нельзя? Ни в коем случае нельзя занижать стандарт качества обучения. Креш матчасти – один из самых безобидных результатов такого процесса. Безопасность людей – порядком важнее! Нельзя сомневаться в выборе. Иначе – падение самооценки, что тоже сказывается на качестве. Решился стать меценатом – будь им до конца, хотя такой выбор по определенным выше причинам далек от идеала. Не дергайся, доучи по уму и сделай выводы для себя.
Как я их сделал давным-давно.
Гиппократ был мудрым человеком, но он не пропагандировал бескорыстие и альтруизм!

4 комментария to “Бесплатное обучение. Быть или не быть.”

  1. Подпишусь под каждым словом Гиппократа.

  2. Богдан:

    Все вышеизложенные соображения отлично аргументированы, доступно изложены авторм кроме одного……хочется понять, как калькулируются услуги по обучению? Настораживает буржуйская планка , ну не стоит эта услуга в почасовом выражении столько. Так что рыночный позыв автора сквозит сквозь горький опыт обучения «по-дружбе» ,который тоже безусловно ущербен с учетом стоимости матчасти. Хотя этой матчасти бэушной вполне годной для обучения навалом,как оказалось.

  3. ren:

    Вопрос справедливый. В нашей школе ставки примерно следующие:
    50% — организационные издержки и оплата труда инструктора
    15-30% — покрытие затрат по матчасти
    10-15% — реклама и «продажа»
    остальное — прибыль (что составляет, не сложно подсчитать, от 5 до 25%. Что при средней стоимости денег в УА порядка 13% с учетом количества полкупателей сервиса, отнюдь не является супер-мегаприбыльным делом)

    В частности, являясь собственником сноукайт-школы в УА, я зарабатываю немного меньше, чем являясь инструктором во Вьетнаме.

    Дополнительно по ценообразованию топик на форуме

    Относительно возможности использования бу снаряги — успехов обучения в той школе, которая скупает бу для обучения своих студентов. hint-совет: закладывайте временные затраты 2х — 3х от изначально планируемых ;))

  4. Богдан:

    Вы поняли меня буквально про калькуляцию,она представляет интерес только для ИП, а я не набираюсь опыта для построения бизнеса мне интересен демократический ценник на услугу. Пока его нет,значит время не пришло — нет достаточно предложений на рынке . Ок будем степ бай степ копить деньги))) Спасибо за яркие объяснени!я позиций

Leave a Reply